Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты

  • О курсе
  • Программа
  • Участники
  • Материалы
  • Фотоальбом

Программа курса и описание содержания сессий

Сессия

Время

Тематика

Содержание

Ведущие

День 1 (27.06.11)

 

10.00-11.30

Открытие курса.

Представление Тренингового центра и содержания учебного курса.

Информация о ТЦ и его учебных мероприятиях. Структура курса и организация работы слушателей.

Болотов В.А., Шаулин В.Н., ШмисТ.Г., Вальдман И.А.

 

11.30-11.45

Кофе-брейк

 

 
  1.  

11.45-13.15

Концептуальная рамка для построения эффективной системы оценки качества образования (ОКО).

Часть 1. Виды и назначение программ оценки.

Краткая характеристика программ оценки, их возможности и ограничения, взаимосвязь. Национальные экзамены, крупномасштабные исследования (международные и национальные мониторинги), внутриклассное оценивание, процедуры оценки деятельности школы.

Вальдман И.А.

 

13.15-14.15

Обед

 

 
  1.  

14.15-15.45

Концептуальная рамка для построения эффективной системы ОКО.

Часть 2. Факторы, определяющие качество системы оценки качества образования.

Характеристика компонентов, определяющих эффективность системы оценивания (благоприятная среда, координация и согласованность  с системой, технология).

Описание уровней развития системы ОКО.

 

Вальдман И.А.,

Решетникова О.А.

 

15.45-16.00

Кофе-брейк

 

 
  1.  

16.00-17.30

Российская система оценки качества образования: уроки и перспективные задачи.

Характеристика, уроки и перспективные задачи развития общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).

Болотов В.А.

День 2 (28.06.11)

  1.  

10.00-11.30

Оценка на уровне класса.

Внутриклассное оценивание и его место в системе ОКО. Условия для развития оценки на уровне класса. Опыт России.

Пинская М.А.

 

11.30-11.45

Кофе-брейк

 

 
  1.  

11.45-13.15

Крупномасштабные исследования: национальные и региональные мониторинги.

Актуальные вопросы организации национальных мониторингов.

Ковалёва Г.С.

 

13.15-14.15

Обед

 

 
  1.  

14.15-15.45

Практическое задание. Диагностика региональной/национальной системы оценки качества образования.

Практическая работа участников: экспертная оценка состояния системы ОКО страны/региона РФ на основе предложенных критериев.

Участники и преподаватели

 

15.45-16.00

Кофе-брейк

 

 
  1.  

16.00-17.30

Дискуссия и представление участниками опыта построения ОКО в странах СНГ.

Представление участниками результатов практической работы.

Выделение и обсуждение наиболее важных вопросов развития системы ОКО.

Участники и преподаватели

День 3 (29.06.11)

8.

11.00-13.00

Участие в методологическом семинаре РАО «Методологические основы оценки качества образования». Доклад «Построение эффективной системы оценки качества образования: опыт Великобритании».

Опыт Англии и Уэльса в построении национальной системы оценки качества образования.

Дэвид Хокер,

Болотов В.А.

 

13.00 – 14.00

Обед

 

 

9.

14.00 – 15.00

Дискуссия.

Обсуждение доклада Дэвида Хокера.

Болотов В.А.,

Вальдман И.А.

10.

15.00-16.00

Подведение итогов и закрытие курса.

Обмен мнениями, анкетирование слушателей, вручение сертификатов.

 

Болотов В.А.,

Малеванов Е.Ю.,

ШмисТ.Г., Вальдман И.А.

 

Описание сессий учебного курса

Сессия 1. Концептуальная рамка для построения системы ОКО. Часть 1 - Виды и назначение программ оценки. Вальдман И.А.

Содержание

Оценка качества образования и её место в системе образования. Характеристика эффективной системы оценивания. Краткая характеристика программ оценки, их возможности и ограничения, взаимосвязь. Национальные экзамены, крупномасштабные исследования (международные и национальные мониторинги), внутриклассное оценивание, процедуры оценки деятельности школы.

Ключевые вопросы

  • Что такое эффективная система оценивания?
  • Какие бывают виды программ оценки качества образования?
  • Каковы их возможности, ограничения и взаимосвязь?

Сессия 2. Концептуальная рамка для построения системы ОКО. Часть 2 -  Факторы, определяющие качество системы ОКО. Вальдман И.А., Решетникова О.А.

Содержание

Характеристика факторов, определяющих эффективность системы оценивания - благоприятная среда, координация и согласованность с элементами образовательной системы, технология. Описание этапов развития системы ОКО и их характеристика. Рассмотрение вопросов технологии организации и проведения программы оценки: существующие проблемы и решения.

Ключевые вопросы

  • Какую роль в становлении системы ОКО играет благоприятная среда и каковы её основные компоненты?
  • Каким образом оценка образовательных достижений учащихся должна быть связана с ключевыми элементами системы образования?
  • В чем заключается назначение технологии  как компонента системы оценивания?
  • Каковы основные стадии развития национальной/региональной системы оценки качества образования?

Сессия 3. Российская система оценки качества образования: уроки и перспективные задачи. Болотов В.А.

Содержание

Характеристика общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Концепция и дорожная карта работ ОСОКО. Единый государственный экзамен: от эксперимента к надёжному инструменту. Главные уроки развития общероссийской системы оценки качества и её перспективные задачи.

Ключевые вопросы

  • Каковы главные уроки построения российской системы ОКО?
  • Что Россия заимствовала из зарубежного опыта оценки образовательных достижений учащихся?
  • Каковы основные факторы успешного введения Единого экзамена в России?
  • Какова роль и место общественной дискуссии при реформировании системы ОКО?

Сессия 4. Оценка на уровне класса. Пинская М.А.

Содержание

Контролирующая и регулирующая функции оценивания. Формирующее оценивание как оценивание для обучения. Место внутриклассного оценивания в национальной системе оценивания.  Признаки зрелости национальной системы оценивания. Основные принципы, формы, инструменты формирующего оценивания. Ключевые характеристики формирующего оценивания. Возможности введения элементов формирующего оценивания в педагогическую практику: условия и дефициты.

Ключевые вопросы

  • При каких условиях оценивание в классе, организованное как оценивание для обучения, может стать частью  национальной или региональной системы оценки качества образования?
  • Каких изменений требует введение элементов формирующего оценивания в масштабе национальной системы образования: государственные образовательные стандарты, профессиональные педагогические стандарты, школьный аудит?

Сессия 5. Крупномасштабные исследования: национальные и региональные мониторинги. Ковалёва Г.С.

Содержание

Мониторинговые исследования качества образования. Актуальные вопросы организации национальных и региональных мониторингов. Основные показатели качества и эффективности мониторинговых исследований качества образования. Примеры проведение крупномасштабных исследований на различных уровнях системы образования стран. Использование результатов: возможности и риски. Повышение эффективности крупномасштабных исследований за счет дополнительных целевых исследований по отдельным проблемам.

Ключевые вопросы

  • Как определить и обосновать, является ли проведенное мониторинговое исследование эффективным?
  • При каких условиях национальные или региональные экзамены могут стать частью  национальной или региональной системы мониторинга качества образования?
  • Можно ли минимизировать (если можно, то как) возникновение основных проблем при проведении мониторинговых исследований качества образования?
  • Каким образом (кем и для каких целей) могут использоваться результаты мониторинговых исследований?

Сессии 6-7. Практическое задание. Диагностика региональной/национальной системы оценки качества образования.

Содержание

Введение: общие подходы к организации диагностики состояния системы ОКО. Критерии для проведения диагностики.  Практическая работа участников: экспертная оценка состояния системы ОКО страны/региона РФ на основе предложенных критериев. Представление участниками результатов самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения

  • Какие процедуры оценки образовательных достижений учеников и деятельности школ используются в стране/регионе?
  • Каково назначение каждой из процедур?
  • Кто и для каких целей использует данные этих процедур?
  • Кто занимается проведением оценивания и анализом результатов?
  • Какие проблемы и недостатки существуют при проведении данных процедур (нет нормативного обеспечения, нет нужных специалистов, низкое качество измерительных материалов и т.п.)?

Сессии 8-9. Построение эффективной системы оценки качества образования: опыт Великобритании. Дэвид Хокер.

Содержание

История и настоящее систем оценивания в Англии и Уэльсе. Факторы, влияющие на улучшение результатов деятельности системы образования. Условия разумного использования данных тестов. Важные вопросы английской системы национального тестирования: не слишком ли много тестирования, достаточно ли хороши наши тесты, способствуют ли тесты повышению стандартов. Уроки построения системы оценивания в Великобритании. Проблемы, которые стоят перед управленцами, принимающими решения.

Ключевые вопросы

  • Действительно ли национальное тестирование способствует повышению стандартов?
  • Как наилучшим образом использовать оценивание для повышения образовательных результатов?
  • Какими уроками может поделиться система оценки качества образования Великобритании?

ФИО участника

Страна/регион РФ

Организация, должность участника

Абдиев Кали Сеильбекович

Республика Казахстан

РГКП «Национальный центр тестирования», директор

Амирова Лилия Салимзяновна

Республика Татарстан

Министерство образования и науки Республики Татарстан, начальник отдела ЕГЭ

Асаналиев Бакыт Омушевич

Кыргызская Республика

Национальный центр тестирования МОиН КР, начальник отдела информационных технологий

Бакиров Артур Насипбекович

Кыргызская Республика

Национальный центр тестирования МОиН КР, директор

Бекмухаметова Наталья Витальевна

Хабаровский край

 Региональный центр оценки качества образования (КГУ «РЦОКО»), заместитель директора

Боченков Сергей Анатольевич

Республика Чувашия

Информационно-образовательное агентство «Лидер», г. Чебоксары, эксперт по внешней оценке качества образования

Бочерашвили Владимир Тушекович

Псковская область

ГУ  «Информационный центр оценки качества образования Псковской области», и.о. директора

Вилесова Ольга Борисовна

Ивановская область

Областное ГУ Ивановский «Учебно-методический Центр  информатизации и оценки качества образования», заместитель директора по ЕГЭ и оценке качества образования

Гардымова Руженна Анатольевна

Краснодарский край

Центр оценки качества образования (ГКУ КК ЦОКО), начальник ГКУ КК ЦОКО

 

Еремина Вера Юрьевна

Нижегородская область

ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», проректор по организационно-методической работе

Жигулина Марина Леонидовна

Свердловская область

ГОУ ДПО «Институт развития образования», начальник управления экспертизы и мониторинга состояния системы образования

Захаров Андрей Борисович

Липецкая область

Областное ГУ «Центр мониторинга и оценки качества образования» управления образования и науки Липецкой области,

директор

Илюхин Борис Валентинович

Томская область

Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, заведующий центром мониторинга и оценки качества образования

Иптаров Сабыр Иптарович

Кыргызская Республика

Кыргызская академия образования, заведующий отделом оценки образовательных достижений учащихся

Каримова Ирина Холовна

Республика Таджикистан

Академия образования Таджикистана, президент

Давыденкова Валентина Степановна

Орловская область

ОГУ «Региональный центр оценки качества образования», зам. директора

Костин Александр Константинович

Иркутская

область

Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, директор

Красильникова Вера Александровна

Республика Марий Эл

Министерство образования и науки Республики Марий Эл, начальник отдела информатизации и науки

Лянцевич Владимир Михайлович

Республика Коми

Министерство образования  Республики Коми, Начальник Управления по надзору и контролю в сфере образования

Мамбетова Самара Турганбаевна

Кыргызская Республика

Национальный центр тестирования
МОиН КР, зав.сектором «Кыргызтест» НЦТ МОиН КР

Мыкыева Мира Расабековна

Кыргызская Республика

Кыргызская академия образования, научный сотрудник отдела оценки образовательных достижений учащихся

Овчинникова Лариса Анатольевна

Республика  Марий Эл

ГУ «Республиканский государственный центр аттестации и контроля качества образования», директор

Павлова Наталья Юрьевна

Курганская область

Государственное автономное образовательное учреждение

 ДПО «Институт развития образования  и социальных технологий», руководитель Центра оценки качества образования

Полянская Светлана Юрьевна

Новосибирская область

ГБОУ ДПО НСО «Институт развития образования Новосибирской области» начальник отдела оценки качества образования

Раджабов Махмадназар Гоибович

Республика Таджикистан

Германское общество по международному сотрудничеству  (GIZ) Сотрудник проекта «Реформа систем образования в Центральной Азии»

Савельева Светлана Валерьевна

Краснодарский край

Департамент образования и науки Краснодарского края, начальник отдела контроля и оценки качества образования

Семенов Сергей Викторович

Красноярский край

КГБСУ «Центр оценки качества образования» директор

Шефер Инна Валерьевна

Кемеровская область

ГОУ Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. заведующая Центром мониторинга состояния региональной системы образования

Шведова Наталья Васильевна

Ярославская область

ГУ «Центр оценки и контроля качества образования», начальник отдела организации итоговой аттестации и мониторинга качества образования

 

 

Общие материалы

Дайджест учебных материалов курса

М. Кларк. Рамка построения эффективной системы оценки

Порядок проведения самодиагностики национальной системы ОКО (программа READ)

 

Материалы сессий

Открытие

Болотов В.А.. Работы РАО по ОКО

Шмис Т.Г. Программа READ

Вальдман И.А  Представление курса

 

Сессия 1. Концептуальная рамка для построения системы ОКО. Виды и назначение программ оценки.

Вальдман И.А. Виды программ оценки

Виды оценки и их различия

 

Сессия 2. Концептуальная рамка для построения системы ОКО. Факторы, определяющие качество системы ОКО.

Вальдман И.А. Факторы, определяющие качество системы ОКО

Решетникова О.А. Технология

Решетникова О.А. Технология программ оценки

 

Сессия 3. Российская система оценки качества образования: уроки и перспективные задачи.

Болотов В.А. Российская система ОКО

Болотов В.А. Дорожная карта

 

Сессия 4. Оценка на уровне класса.

Пинская М.А. Оценивание в классе

Пинская М.А. Введение в тему

 

Сессия 5. Крупномасштабные исследования: национальные и региональные мониторинги.

Ковалева Г.С. Мониторинговые исследования

Ковалева Г.С. Национальная программа мониторинга NAEP

 

Сессии 6-7. Диагностика региональной/национальной системы оценки качества образования.

Карты состояния системы оценивания

Абдиев К.С. Системы независимой оценки Республики Казахстан

Бакиров А.Н. Опыт НЦТ Киргизской Республики

Боченков С.А. Оценочные процедуры в Чувашской республике

Илюхин Б.В. Опыт Томской области

 

Сессии 8-9. Построение эффективной системы оценки качества образования: опыт Великобритании.

Дэвид Хокер. Системы оценки в Англии и Уэльсе

Дэвид Хокер. Статья «Системы оценки в Англии и Уэльсе»

 
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты
Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты

Поделиться в социальных сетях